Программа «Здоровье и Развитие»
Православной Классической Гимназии
2010 – 2015г.
Объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований и личной ответственности каждого человека к сохранению своего здоровья, выработке привычек здорового образа жизни, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности в реальной окружающей среде и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни - это система внутренней культуры привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Что такое здоровье?
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Существуют и другие определения здоровья. Но все определения содержат постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:
Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей есть общественный долг.
Одним из основных требований здорового образа жизни является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается, закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем. Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека.
Первым шагом на этом этапе пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом - выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание и. т.д). Главное помнить - ничего в жизни не дается даром.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Итак, наше личное здоровье во многом зависит от нас и нашего поведения.
Главными составляющими здоровье человека являются его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.
Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека. Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их.
Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.
Выделены четыре фактора, определяющих значимость состояния индивидуального здоровья:
Кроме того, на здоровый образ жизни человека оказывают влияние факторы риска:
1.Факторы риска естественной природной среды:
4. Факторы риска, связанные с производственной сферой:
5. Факторы риска микро социальной (бытовой) среды:
6. Генетические факторы риска:
7. Факторы риска, зависящие от образа жизни:
В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска, формирование нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности.
Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года констатируют снижение доли здоровых детей (с 45, 5 % до 33, 9 %) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков, активизировала деятельность педагогического коллектива гимназии, направленную на поиск новых методов, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья учащихся. С этой целью в 2003 году в Православной гимназии была принята Программа «Здоровье и развитие», которая на наш взгляд, имеет единый комплексный подход к решению проблемы сохранения здоровья обучаемых, она основывается на научно обоснованном оздоровительно — образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки.
Программа «Здоровье» предусматривает:
11.Занятия в студии и кружках.
В Программе в качестве основной выдвигается задача формирования и закрепления у детей и подростков, в период их обучения в школе, целесообразных для их возраста, гигиенических навыков и привычек, осознанное отношение к своему здоровью, личной и общественной безопасности.
Как показывает анализ, более чем у половины учащихся гимназии не закреплены целесообразные для из возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.
Профилактические медицинские осмотры. В соответствии с ст. 14 ФЗ от 17.07.1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и на основании приказа Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.1992 года № 186/272 в Православной гимназии ежегодно с учащимися проводятся профилактические медицинские осмотры:
Доврачебный этап (скрининг и лабораторные обследования) осуществляет медицинская сестра Кальченко Татьяна Андреевна.
Специализированный этап проводит узкий круг врачей - специалистов (Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 ст. 2.10.1 - 2.10.7).
Соблюдение санитарно-гигиенического режима осуществляется на основании Приказа Министерства здравоохранения 06.08.99 года №309, устанавливающего «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» (Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 статьи 2.9.1.-2.9.20; 2.11.1.-2.12.4).
Иммунизация Медицинская помощь детям и подросткам в нашей школе состоит из систематического наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием школьников, активного выявления у них начальных форм заболеваний или патологических состояний; проведения профилактических и лечебных мероприятий по оздоровлению детей и подростков-школьников, взятых на диспансерный учет.
Строго согласно плану в школе проводится иммунизация учащихся. (Таблица №1).
Учащиеся регулярно осматриваются участковым педиатром и стоматологом, а осмотр узкими специалистами затруднен из за нехватки кадров и отдаленности от детской городской поликлиники. Учащиеся раз в квартал осматриваются на педикулез, часто болеющие находятся под постоянным контролем. Раз в год учащиеся начальных классов обследуются на энтеробиоз.
В гимназии осуществляется контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, а также своевременного прохождения персоналом школы обязательных медицинских профилактических осмотров. На всех сотрудников гимназии оформлены медицинские книжки. Зимой каждого года все сотрудники школы проходят флюорографическое обследование.
Таблица № 1 Национальный календарь проф. Прививок
Приказ Минздрава РФ от 27 июня 2001 года № 229 «О национальном календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
Возраст |
Наименование прививки |
12мес. |
Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
18 мес. |
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20мес. |
Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
7 лет |
Ревакцинация против туберкулеза |
13 лет |
Вакцинация против краснухи (девочки) |
14 лет |
Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка. |
Взрослые |
Ревакцинация против дифтерии, столбняка – каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
Проводится контроль за санитарным состоянием гимназии, температурным режимом, качеством уборки помещений и санузлов, использованием дез. средств техслужащими гимназии.
Начиная с третьей четверти в рамках программы ОБЖ, проводятся занятия по медицинской подготовке с учащимися 5 классов. Ежедневно в гимназии в течение всего учебного года осуществляется контроль за работой школьной столовой и ведется соответствующая документация. Ежедневно оставляется суточная проба на всю продукцию, изготавливаемую на пищеблоке. В течение учебного года столовая работает безупречно, блюда готовятся только из свежих продуктов, имеющих сертификат годности. Повторение одинаковых блюд на следующий день не допускается. Гимназия в полном объеме обеспечена медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Полностью укомплектованы аптечки в учебных кабинетах.
Анализируя данные состояния здоровья учащихся мы видим, что на первом месте по заболеваемости ОРЗ и грипп. (Таблица №2).
Таблица № 2
Наименование |
Кол-во случаев |
Кол-во случаев |
Кол-во случаев |
Кол-во случаев |
Кол-во уч-ся |
74 |
80 |
87 |
90 |
1. ОРЗ, грипп |
58 |
57 |
51 |
89 |
2. Ангина |
1 |
- |
2 |
2 |
3. Бронхиты, трахеиты |
4 |
5 |
4 |
7 |
4. Детские инфекции |
1 |
2 |
- |
2 |
5.Кишечные инфекции |
- |
1 |
- |
2 |
6.Сердечно-сосудистые заболевания |
1 |
2 |
1 |
2 |
7.Травмы и ушибы |
2 |
1 |
4 |
5 |
8.Прочие |
2 |
6 |
3 |
3 |
Особое внимание следует уделить заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Среди учащихся увеличилась обращаемость по поводу вегето-сосудистой дистонии, которая в дальнейшем не редко переходит в гипертоническую болезнь. Поэтому необходимо заниматься профилактикой и данной патологии. Профилактика заболевания гораздо эффективнее и дешевле его последующего лечения.
Совместные и хорошо скоординированные действия медицинских работников, педагогов образовательного учреждения и родителей могут значительно улучшить показатели здоровья подрастающего поколения.
Система рационального питания осуществляется согласно «Гигиенических требований к условиям и режиму обучения школьников (СП.2.4.2.782-09 статьи 2.3.26-2.3.27, 2.12-2.12.5) Так система рационального питания предусматривает:
Динамические паузы на воздухе, физминутки на уроках.
Особое значение для ослабленных подростков, да и не только для них, но и для всех учащихся имеет двигательная активность. Ее увеличение в период учебных занятий положительно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной и сердечно сосудистой систем. Для этого помимо уроков физкультуры используются различные формы физического воспитания:
- динамические паузы на воздухе;
- физминутки на уроках;
- игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного
дня.
Все это полезное и нужное занятие. Так, динамические паузы на воздухе проводятся с учащимися 1 - 4 классов ГПД с 13.00 до 14.30, а с учащимися 1 класса с 10.20 до 11.00 (учитель нач.кл.).
Физминутки, в том числе упражнения для глаз, проводятся в основном на третьем уроке, а также по мере необходимости преподавателями в течение 3-4 минут.
Десятиминутная гимнастика под музыку проводится на перемене после третьего урока. Она способствует более быстрому установлению динамического равновесия между возбудительным и тормозным процессами, происходящими в нервных клеткам коры головного мозга. Все это укорачивает время включения организма в работу, снимает признаки утомления.
Уроки физического воспитания, ОБЖ.
Существующие программы гигиенического обучения и воспитания на уроках ОБЖ и физической культуре могут обеспечить только экстенсивный этап обучения т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении.
Так, в программе курса ОБЖ (раздел 2) с учащимися с 3-9 классов на занятиях по медицинской подготовке изучается тема: «Основы медицинских знаний, здорового образа жизни и правила оказания первой медицинской помощи».
На этих занятиях учащиеся знакомятся с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни. Изучают определения физического, духовного здоровья. Изучают правила личной гигиены, понятия о привычках здорового образа жизни, влияния вредных привычек на здоровье человека, пути закаливания и профилактику простудных заболеваний.
Основы здоровья закладываются в детстве, поэтому любые отклонения в развитии организма в детском, подростковом и юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека.
Занятия в студии и кружке хореографии позволяют учащимся нормализировать свои отношения с природой, окружающей средой, с искусством. Дают возможность включить моторную память при изучении анатомии и физиологии человека. Помогают детям узнать свой организм и получить полезные рекомендации, как поддерживать его в надлежащем порядке.
Занятия экологического кружка. Основы экологии учащиеся начинают познавать в 1 классе на кружке, а далее посещать эклективные курсы «Экология России».
Зачем нам нужно изучать экологию? Чтобы жить в гармонии с природой, пользоваться ее богатствами и не причинять ей вреда. Для этого необходимо знать причины и следствия, которые выводят человека из гармоничного существования на Земле. Необходимо знать те пути, которые приведут к сохранению Природы и полноценной и безопасной жизни человека. Учащиеся на занятиях по экологии узнают о причинах и следствиях загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных вод, радиоактивном загрязнении, о неправильном ведении сельского хозяйства, уничтожения лесов.
Учащиеся проводят исследовательские работы по экологии своей местности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры. Ее слагаемые - крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Преподавание уроков физической культуры в начальной школе за три предыдущих года проводят учителя начальных классов сами.
Преподаватель, решая задачи физического воспитания, ориентирует свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитании моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретения опыта общения. Руководящим документом для проведения и планирования занятий по физической культуре являлась Программы образовательных учебных заведений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, рекомендованных Министерством образования РФ. (1993 год)
Внеклассная работа по физическому воспитанию проводится в режиме учебного дня.
За истекшие 3 года обучения учащиеся приняли активное участие в различных спортивных соревнованиях:
- в сентябре - по легкой атлетике;
- футболу;
- спортивное ориентирование и в соревнованиях «Рюкзачок»;
- в мае - по легкой атлетике;
- в легкоатлетическом кроссе;
- в июне - в турслете.
План спортивно-массовой работы в Православной гимназии
сентябрь |
Неделя «Бегуна», многоборье «Старты надежд» |
1 - 9 кл. |
||
октябрь |
Личное первенство по многоборью |
5 - 9 кл. |
||
ноябрь |
«Веселые старты» |
1 - 4 кл. |
||
декабрь |
Первенство гимназии по волейболу |
5 - 9 кл. |
||
Личное первенство по шахматам |
5- 9 кл. |
|||
январь |
Первенство гимназии по лыжам |
1 - 9кл. |
||
февраль |
Соревнования по лыжам между классами «Весёлые старты»
« |
1 - 9 кл. |
|
|
март |
Первенство по волейболу |
5 - 9 кл. |
|
|
апрель |
Весенний кросс |
1 - 9 кл. |
|
|
май |
Многоборье «Старты надежд» |
1 - 9 кл. |
|
|
В гимназии большое внимание уделяется физической подготовке всех детей. Регулярные занятия физической подготовкой позволяют овладеть двигательными навыками, развить физические качества, закалить характер.
Спортивный час Его оздоровительное значение резко возрастает при проведении в бору на открытом воздухе в часы около полудня, когда световой и ультрафиолетовый климат благоприятный.
Постоянное пребывание в закрытых помещениях или в сумерки на открытом воздухе приводит организм детей и подростков к световому и ультрафиолетовому голоданию. Поэтому спортивный час в нашей гимназии проводится с 13.00 до 14:30 под руководством воспитателей ГПД. Для эффективного проведения спортивного часа используются спортивные площадки, спортивные снаряды, игровые площадки, расположенные на территории гимназии и прогулки в бору. Многолетняя практика комплексного использования различных форм физического воспитания в режиме дня учащихся показали, что полезны и домашние задания по физической культуре.
Регулярно, один раз в месяц, проводятся в гимназии и специальные дни здоровья. В эти дни в течение 4-5 часов мы находимся на воздухе, в бору, где проводим подвижные игры, соревнования, эстафеты, по отдельному плану.
На классных часах один раз в четверть проводятся беседы по вопросам здорового образа жизни.
Сложившаяся в нашей гимназии система организации образовательного процесса, сберегающая здоровье учащихся, обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива. В этой кропотливой работе каждый работник гимназии выполняет строго определенные функции.
Матушка и Ректор гимназии осуществляют общую координацию взаимодействий всех субъектов образовательного процесса, планирует, организует и контролирует эту работу, вовлекая в нее педагогов, учащихся и их родителей.
Проректоры по УР и ВР регулируют предельную дневную и недельную нагрузку для учащихся, следит за организацией и проведением динамических пауз.
Учителя и классные руководители внедряют программу сохранения и укрепления здоровья учащихся своего класса, как в целом для всей группы, так и индивидуально. Следят за количеством зачетов, контрольных работ в неделю, за объемом домашних заданий. Зная психофизическое состояние ученика и эмоциональный фон в семье, предупреждают возможное негативное влияние учебного процесса. Следят за выполнением двигательного режима. Решают вопросы проведения динамических пауз и физкультминуток в своем классе, на своем уроке. А еще являются пропагандистами здорового образа жизни, примером для подражания.
Учитель физического воспитания естественно будет играть особо важную роль в укреплении здоровья учеников, но пока в штатах нет такой должности.
Медицинский работник, курирующий гимназию, проводит плановые обследования учащихся, собирает и обрабатывает данные медосмотра для дальнейшего их обобщения, отслеживает состояние здоровья учащихся, консультирует детей, родителей и педагогов, а при необходимости оказывает медицинскую помощь на месте. Скоординированные усилия взрослых, направленные на сохранения и развития здоровья учащихся дают свои результаты. Данные пятилетних наблюдений свидетельствуют о положительной динамике состояния здоровья детей в нашей Гимназии.
Программа принята на заседании педсовета Протокол № 1 от 30.08.2010г.