Анализ работы научно-экспериментальной деятельности
в НОУ «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского»
на предварительном этапе эксперимента в 2012-2013 учебном году по теме:
«Воспитательная деятельность гимназии
в системе православного образовательного пространства»
Площадка выполняла работу предварительного этапа в соответствии с программой эксперимента и планом работы на учебный год.
Целью данного этапа было:
-
Разработка концептуальных положений эксперимента и проектов его реализации;
-
Формирование ресурсов и условий ведения эксперимента.
Методическая работа – важная составляющая практического этапа эксперимента. Она включала в себя написание статей, сценариев, составление тестов, проведение открытых занятий и мероприятий.
За истекший период времени в рамках экспериментальной деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. Определен количественный и качественный состав участников экспериментальной деятельности.
2. Определен состав членов методического совета.
3. Определены функциональные обязанности участников-педагогов-экспериментаторов.
4. Составлен план работы на 2012-2013 учебный год в рамках ЭП по теме: «Воспитательная деятельность гимназии в системе православного образовательного пространства».
5. Определены темы исследования участников эксперимента.
6.Проведены педагогические советы, родительские лектории, методические и предметные недели по плану эксперимента.
7.Разработана концепция воспитательной системы гимназии.
8.Разработаны программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы.
9.Экспериментальная и проектная деятельность в следующих направлениях: урочная в рамках предметных дисциплин, внеурочная в рамках выездных мероприятий.
10. Методические разработки открытых уроков в рамках реализации ФГОС.
11. Посещение занятий по методическим разработкам разделов школьной программы.
12.Посещение городских и областных совещаний, проводимых Структурным подразделением «Комитет по образованию» г. Серпухова и Сектором православных образовательных учреждений с периодичностью 1 раз в месяц.
13. Сотрудничество с Культурно-Просветительским Русским Фондом.
Продукты экспериментальной деятельности (ЭД)
-
Проект «Званый вечер». Программа по этикету (Январь – июнь 2013г.).
-
Проект «Я в храме». Создание детского клиросного хора, участие в литургии и прислуживание в алтаре.
-
Конференция «Война 1812 года».
-
Акция милосердия «Согреем детские сердца любовью». Сотрудничество с центром по реабилитации несовершеннолетних детей.
-
Проект «Свеча неугасимая». Создание и выпуск школьной газеты.
-
Кружковая работа по журналистике.
-
Конференция «Варлаамо-Афанасьевские чтения».
-
Сотрудничество с Православной гимназией им. Константина Богородского через олимпиады и турниры по физическому воспитанию.
-
Фестиваль «Золотые россыпи – 2013».
Выводы.
-
Работа проводилась в соответствии с планом работы эксперимента.
-
Предварительный этап эксперимента помог формированию новых инструментов управления и координации совместной культурной и образовательной деятельности.
-
Следует отметить активную и заинтересованную позицию и участие детей в проводимых мероприятиях: классных, общешкольных, выездных.
-
Проект становится сплачивающим фактором детско-взрослой деятельности: участники не просто выполняют пожелания и указания разработчика, но, проявляя заинтересованность и инициативу, порождают новые, незапланированные сюжеты мероприятий и новые направления работы. К решению поставленных задач подходят неформально, с большой фантазией и наблюдательностью.
-
Различные направления проектной деятельности способствуют:
зарождению самоутверждения ребёнка;
преодолению ребёнком самого главного из всех страхов – страха речи;
физическому развитию ребёнка;
формированию многих важных компетенций:
- умение самостоятельно находить и отбирать информацию, используя при этом различные виды информационных носителей, а также они готовы к самостоятельной подготовке выступлений, к репетициям без участия взрослого;
- овладение навыками публичных выступлений и публичной речи.
-
Работа в одной команде со взрослыми воспитывает в детях ответственность и самодисциплину, формирует коллективизм, учит общению и умеренной раскрепощённости, развивает и совершенствует коммуникативные навыки и навыки поведения в условиях современного мегаполиса.
-
Продолжилась работа по формированию взаимоотношений между родителями и детьми. Эта работа способствует коррекции воспитательских позиций родителей, помогает в выборе адекватных мер воздействия, создаёт благоприятные условия гармоничного развития ребёнка в семье.
-
Можно отметить, что в гимназии созданы условия для более тесного контакта родителей и детей через совместную творческую деятельность.
-
Новые для многих, необычные формы деятельности: интервьюирование и анкетирование, фотосессии, разработка, планирование и проведение мероприятий (в т.ч. экскурсий) – всё это становится важной составляющей экспериментальной работы обучающихся в сопровождении взрослого наставника.
-
Участие в экспериментальной работе в формате проектов способствует развитию личностных качеств, помогает социальной адаптации наших воспитанников, преодолению многих присущих нашим воспитанникам комплексов.
-
Продолжается работа по формированию детско-взрослой учебной общности.
Недостатки
-
По-прежнему – это нехватка времени в связи с большой загруженностью педагогов и обучающихся.
-
Важная образующая «РОДИТЕЛЬ» в образовательном треугольнике «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ», по-прежнему, почти незаметна. Педагоги-экспериментаторы отмечают пассивную позицию большинства родителей, а иногда сталкиваются с их нежеланием участвовать в детско-взрослом творческом союзе. И, как оказалось, не только с детьми надо работать. Для достижения желаемого результата надо учить родителей общению с их собственными детьми. Складывается впечатление, что родители не знают своих детей, творческий потенциал ребёнка – просто закрытая тема для них. Отсюда – безэмоциональное восприятие и реакция родителей на творческую деятельность ребёнка (это отмечено педагогами-экспериментаторами).
Задачи на 2013-2014 учебный год. Этап «апробация».
-
Продолжить работу по развитию и укреплению детско-взрослой образовательной общности. Акцентируя внимание на вовлечение родителей в деятельность и творческий процесс в целом.
-
Сформировать пакет демонстрационно-отчётных документов по итогам работы ЭП.
-
В рамках площадки вместе с научным руководителем Комаровской Е.П. приступить к разработке инновационных технологий с целью определения их места в «Программе воспитания гимназистов в системе православного образовательного пространства». А именно разработать «Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя» и «Мониторинг воспитательной деятельности для православных образовательных учреждений».
-
Провести апробацию разработанных инновационных технологий в гимназии.
-
Продолжить практику трансляция опыта и результатов проделанной работы на сайте гимназии.
Ректор гимназии Л.А.Эрлих