Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение
«Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского»
ПРОЕКТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
«Князь Владимир – Креститель Руси»,
посвящённый празднованию в 2015 году 1000-летия преставления
святого равноапостольного князя Владимира
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман, 1990 г.
Краткая аннотация проекта
Духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Современное общество уделяет пристальное внимание гуманизации образования.
Данный проект позволяет включиться в активную работу большему числу педагогов гимназии, воспитывать духовную нравственность подрастающего поколения, гражданско-патриотические чувства, полюбить свою «малую» родину, с которой начинается и укореняется любовь к Родине «большой». Проект духовного и патриотического воспитания «Князь Владимир – Креститель Руси» ориентирован на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Проект предназначен для учащихся 1 – 11-x классов, может быть использован на учебных и дополнительных внеурочных занятиях.
В реализации проекта принимают участие учащиеся негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского».
Исполнители проекта:
Администрация и педагогический коллектив Православной гимназии.
Поддерживающая организация:
Религиозная организация «Введенский Владычний женский монастырь Московской епархии Русской Православной Церкви»
Руководитель проекта:
Ректор гимназии – Людмила Александровна Эрлих
География проекта:
г. Серпухов МО, Серпуховской район, г.Москва, Московская область
Сроки реализации:
Ноябрь-декабрь 2014 года
Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества. В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования.
Формирование духовности, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Духовное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Мы видим князя Владимира Святославича одним из ярких фигур русской истории. Тот факт, что князь Владимир стал героем не только памятников летописания и агиографии, но и центральным персонажем самого древнего и обширного цикла былин, свидетельствует о том, что большинство современников данного правителя воспринимало его как личность в своем роде уникальную. Владимир благочестивый и добродетельный князь, много сделавший для становления Древней Руси как сильного государства, с которым нужно считаться. Среди деяний князя нужно вспомнить и его военные походы, и активную внешнюю политику. За время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Князь Владимир Святославович стал символом государственного становления и градостроительства, умения собирать воедино силы страны. Духовно образованный в вере своей он принял единственно верное решение о крещении языческой Руси, заложив православный фундамент нашей будущей истории.
Тема проекта была определена нами по нескольким причинам:
Таким образом, проект призван значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.
Исполнители проекта реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий проекта, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Ежемесячный отчет по реализации проектных мероприятий предоставляется ректору гимназии ответственными педагогами за проведение того или иного мероприятия и освещается на персональном сайте гимназии гимназияправославная.рф
Цель
Создание целостной системы духовного и патриотического воспитания в гимназии, ориентированного на становление и развитие личности:
Гипотеза
создание условий для формирования системы духовного и патриотического воспитания.
Данная цель и гипотеза определяют следующие задачи:
В данной программе мы определили несколько проблем:
Методы работы
Объект и предмет
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и духовного воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование духовной и патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
Целевая аудитория
Воспитательная работа в гимназии ведется комплексно: это, прежде всего, кружковая работа и работа Общества учащихся по возрождению казачьих традиций, ежемесячный выпуск газеты «Свеча неугасимая», Дни милосердия, участие педагогов и учащихся гимназии в областных и Всероссийских конкурсах, в концертных программах города, области, шефство и сотрудничество с Серпуховским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних детей. Тематика наших занятий многообразна, что позволяет открывать незнакомые еще страницы истории и культуры родного края и позволяет осознавать историю не как учебный предмет, который изучают по книгам, а как живое течение жизни, творимое руками предыдущих поколений его родных и близких.
Направление и формы работы:
Количественные характеристика выглядят следующим образом:
- уч-ся гимназии – 140 человек;
- сотрудничество с муниципальными образованиями города (как зрители, слушатели и участники)– 1000 человек;
- шефство над Серпуховским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних детей (как зрители, слушатели и участники) – 70 человек;
- сотрудничество в рамках педагогической площадки с Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.
Продукты (услуги)
Продукты: школьная газета, издательство сборников (рисунков и литературы), закладок, календарей, методических разработок, посвящённых князю Владимиру.
Услуги: педагогические (проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, праздников, концертов), методические (организация и проведение семинаров для педагогов и конференций для учащихся муниципальных образовательных организаций).
Механизм реализации проекта
На основании новой образовательной политики региональный компонент стал составляющей частью содержания образования. Под региональным компонентом понимается интерпретация образовательных потребностей, запросов, интересов местного сообщества. Если федеральный компонент это общее, что обеспечивает единство культурно-образовательного пространства на территории государства, то региональный компонент это то, что должно быть присуще каждому конкретному региону. Оставаясь составной частью образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, его исторической судьбе и перспективе, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины», ответственности за ее будущее. Не остается в стороне от этой проблемы и урок истории.
Основные этапы работы
№ п/п |
Этапы |
Задачи |
Срок реализации |
1 |
Диагностико-проектный (подготовительный) |
|
Июнь – август 2014г. |
2 |
Практический этап (содержательно-деятельный) |
|
Август–декабрь 2014г. |
3 |
Заключительный этап (рефлексивный) |
|
Декабрь 2014г. |
Календарный план реализации проекта
№ п/п/ |
Название мероприятия |
Место проведения (название учреждения) |
Сроки проведения |
Коли-чество участ-ников |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.1 |
Опрос учащихся «Что такое Родина?» |
Гимназия, муниципальные образовательные организации |
Ноябрь 2014г. |
Уч-ся 4-11 кл. |
Уч-ся - журналисты газеты «Свеча неугасимая» |
1.2 |
Анкетирование «Патриот и гражданин» |
Классные руководители |
|||
1.3 |
Опрос уч-ся «Историческая личность – князь Владимир» |
Уч-ся - журналисты газеты «Свеча неугасимая» |
|||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.1 |
Приобретение информации на разных носителях по теме проекта. |
Гимназия |
Ноябрь-декабрь |
- |
Зав. библиотекой |
2.2 |
Комплектование фонда по данной теме |
||||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3.1 |
Конкурс сочинений учащихся «Князь Владимир» |
Гимназия |
Ноябрь |
120 |
Учителя русского языка и литературы |
3.2 |
Издательство памяток для родителей «Как воспитать гражданина» |
Гимназия |
Ноябрь-декабрь |
30 |
Классные руководители |
3.3 |
Вернисаж рисунков по книгам о князе Владимире. |
Гимназия, МВЦ г.Серпухова, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
Ноябрь |
120 |
Учитель изостудии |
3.4 |
Издательство закладок «Живая история» |
Гимназия |
Ноябрь-декабрь |
20 |
Педагог доп. образования и уч-ся кружка «Журналистика» |
3.5 |
Создание пресс-релизов для СМИ, афиш, листовок, информации на сайте библиотеки |
Гимназия |
20 |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4.1 |
Семинар «Князь Владимир – первый дипломат Руси» |
Гимназия |
Ноябрь |
80 |
Проректор по ВР |
4.2 |
Литературно-музыкальный фестиваль «Князь Владимир. Крещение Руси». |
Гимназия, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
Декабрь 2014г. |
120 |
Руководители музыкально-хореографического ансамбля «Горница» |
4.3 |
Конкурс проектов «Правление кн. Владимира на Святой Руси» |
Гимназия, город Серпухов |
Декабрь |
30 |
Руководитель школьного научного общества |
Оценка успешности проекта
Мероприятия проекта определены согласно основным направлениям воспитательной деятельности в гимназии. Проект содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на комплексную реализацию его цели.
Ожидаемые результаты проекта
Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении:
- во-первых, собственно образовательный продукт, который пополнит методические ресурсы с использованием инновационных технологий: программа воспитательной работы; разработки уроков; разработки внеклассных мероприятий; дидактические материалы к урокам; проектная деятельность учащихся;
- во-вторых, повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); расширение внутрипрофильной специализации при профессиональном самоопределении выпускников школы и других образовательных учреждений; продолжение обучения на следующих ступенях (высшее и среднее профессиональное образование) по профилям; становление гражданской позиции;
- в-третьих, повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.
Принципы и подходы, лежащие в основе проекта:
принцип гуманизации, научность, доступность, креативность, дифференцированность, практическая направленность.
Ведущим для данной работы является принцип системности, который определил соответствующие методы:
- интегративный метод позволил применить данные различных областей гуманитарного знания;
- сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности литературного краеведения;
- аналитико-интерпретативный метод позволил обнаружить формы сопряженности литературного краеведения и многоаспектной культурной деятельности (сфера образования, музейное дело, средства массовой информации);
- метод психолого-педагогического анализа позволил выявить насущную потребность современного общества в «воспитании» с применением регионального компонента в образовательных учреждений, в повседневной культурной практике, в виртуальном пространстве.
Таким образом, в основе проекта – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, дома культуры города).
Задача учителя не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является история. Вышесказанное обуславливает стремление активизировать историю в школе как средство интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников. Результатом проекта должно стать - создание методических рекомендаций по использованию исторических материалов в практике работы учителя школы, как в урочное, так и внеурочное время и оказание помощи учителям гуманитарного цикла в представлении регионального компонента учебной программы и дополнительного образования.
Материал может составлять содержание целого урока или же являться его элементом. Этот материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения. Учитель стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения исторического материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний. Не зная прошлого, учащимся трудно оценить по-настоящему и современное; они не могут сравнить, представить, увидеть происшедшие изменения.
Данный опыт обеспечивает потребности участников образовательного процесса при проведении уроков по литературе, внеклассных мероприятиях, построен на новых педагогических технологиях; способствует формированию компетенций учащихся. Он ориентирован на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса, также в нем содержатся разработки внеклассных мероприятий и уроков истории и литературы с использованием регионального компонента, дидактический материал к урокам, результаты проектной деятельности учащихся. Создание таких материалов позволит учителям гуманитарного направления реализовать региональной компонент учебной программы; стимулирует педагогов повышать свой профессиональный уровень, способствует совершенствованию в области ИКТ и выстраиванию индивидуальных образовательных программ для учащихся, что способствует
• приобщению учащихся к духовным, нравственным ценностям;
• развитию читательских интересов, творческого потенциала учащихся, скорейшей социализации личности ребенка;
• возможности попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности.
Свои творческие возможности и личные качества обучающиеся раскрывают в проектной деятельности, поисково-исследовательской работе, в конкурсах чтецов, при составлении кроссвордов, выполнении рисунков, в написании рефератов, сочинений, составлении своей родословной, написании заметок, статей в газету.
Художественная литература – это та сфера духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. На первом этапе работы мы нарабатывали теоретический материал: знакомились с литературой, периодической печатью, фольклорным материалом.
Воспитывать уважение к истории- это основная задача нашей работы. Знание своей национальной культуры и культуры народа, на земле которого ты живешь, - один из факторов, способствующих формированию нравственных качеств личности ученика, его духовного воспитания в период разрушения многих устоев нашего общества.
Просветительская деятельность вовлечет детей и молодежь в творческий процесс, будет способствовать формированию правового сознания у обучающихся, поможет использовать социальные навыки в повседневной жизни.
Конечным результатом функционирования проекта по духовному и патриотическому воспитанию должны стать духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание себя как россиян, определяющих будущее России:
в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.